Previous Entry Поделиться Next Entry
Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света"
живопись
russlink_beauty
Из неизданных лекций профессора МГАХИ имени В.И. Сурикова и ВГИКа Н.Н. Третьякова (1922-2003):

"Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) – передвижник. Вместе с тем его творчество не укладывается в те представления об искусстве передвижников, которые прочно укоренились в нашем сознании. Сегодня часто говорят о том, что в живописи этого творческого объединения художников нет новых открытий, что в ней все объясняется только сюжетом, все только ему подчиняется, но это досадное заблуждение, которое искажает понимание целой эпохи русской живописи. Среди передвижников были, конечно, и рядовые, средние мастера, художники только своего дня, но были и великие. К числу последних следует отнести Саврасова, талантливого живописца, умного и образованного человека […].

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Радуга. 1875


В Московском училище живописи ваяния и зодчества Саврасов учился у К.И. Рабуса – замечательного, ныне забытого художника, хорошего рисовальщика, мастера перспективного панорамного пейзажа. Потом он продолжил образование в Академии художеств, где достигалась самая высокая ступень художественного мастерства […]. Среди ранних работ Саврасова можно выделить те, которые он выполнял, являясь учеником Академии художеств, в технике, близкой гризайли, с тонкой разработкой световых, живописных отношений. Самое интересное в них – сверкающее светом пространство […].


А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Летний пейзаж. 1850-е

По окончании Академии художеств Саврасов получил заграничную пенсионерскую поездку. Он побывал в Германии, в Швейцарии […].

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Озеро в горах Швейцарии. 1866

Алексей Саврасов, как самобытный художник, который встал на высокую ступень мастерства, по-настоящему начинается с картины «Вид на Кремль во время грозы в ненастную погоду»  (хранится в Третьяковской галерее). На ней представлен образ явления Московского Кремля в озарении света. Это не просто романтизация природы, исключительного состояния, а выражение мысли. Явление колокольни, подобной свече Ивана Великого, – символ. Лессировками передается блеск света. Невольно вспоминаются работы и Эль Греко, испанцев, и, с другой стороны, У. Тернера. Вместе с тем выступает и своеобразие Саврасова – с этого момента изображение света становится одной из главных тем его творчества. Он постоянно возвращается к ней, пишет восходы луны, закаты солнца. Но свет в картинах Саврасова – это не только свет небесных светил. Вся природа представляется художнику одухотворенной стихией света. Светиться начинают сами краски.

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851

В нескольких картинах изображается избушка с горящими в ночной тьме огоньками окон. Это очень сложный образ – не случайно художник возвращается к нему в течение всей жизни. В нем заключена целая поэма, в которой слышатся отголоски современных стихов Федора Тютчева и Алексея Кольцова, но содержится рассказ и об одиночестве: поэтический образ света на фоне черного леса, ночной темноты, тревожного мира. Есть в этой саврасовской избушке что-то и от театрального искусства. Мы привыкли считать театральными совсем других художников, забывая о том, что Саврасов прекрасно чувствовал природу драматургии и был связан с театром. Одна из его дочерей была замужем за М.И. Бочаровым – талантливейшим художником императорских театров, который, может быть, что-то брал от Саврасова, а Саврасов – от него.

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. 1871

Умиротворенным осенним светом пронизана картина «Вечер. Перелет птиц». Когда рассматриваешь ее второй план, то видишь, как загораются светом деревья в долине реки, как в этом свете написан дым, и, наконец, летящие птицы. Все в теплых, золотистых тонах сквозящей имприматуры – прием, который Саврасов увидел у старых мастеров и проверил на натуре. Другие художники-передвижники так не писали, у них была другая техника. Даже И.И. Левитан «Золотую осень» писал иначе – другими красками, с другой яркостью цвета. А в работе Саврасова – именно свечение.

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Вечер. Перелет птиц. 1874

Один из замечательнейших этюдов Саврасова называется «После грозы», где показан момент сияния света после того, как все было закрыто пеленой ливня. И вот начинают светиться и дерево, и его кора, и доски мостика, и сама земля. Эта свежесть омытой дождем природы удивительно передана. Вместе с тем это опять рассказ: образ надломленного, покачнувшегося дерева, который таит в себе и слезы, и радость. Константин Коровин и Исаак Левитан тоже будут повторять подобные мотивы, но Саврасов их открывал.

Основатель галереи П.М. Третьяков в одном из писем, обращаясь к современным художникам, говорил, чтобы они писали проселочную дорогу с лужами талой воды – и ничего больше; раскрыть в этом сюжете красоту – уже это будет современным искусством. И как бы отвечая на это требование, Саврасов писал проселки…".

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Осень. Сокольники. 1880-1890-е

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Вечер. 1880

А.К. Саврасов

А.К. Саврасов. Новодевичий монастырь. 1890

?

Log in

No account? Create an account